Публичный доклад  и.о. директора МУ ДО Некрасовской ДЮСШ

Сапожкова Е.В. 

по итогам работы в 2017 г.

     Некрасовская ДЮСШ (ДЮСШ)  – учреждение дополнительного образования детей, основной целью работы которого является реализация программ физического воспитания детей  и организация физкультурно-спортивной работы по программам дополнительного образования детей.  Для реализации цели определён ряд образовательных и воспитательных задач, направленных на  привлечение максимально возможного количества  детей к систематическим занятиям физической культурой и спортом, выявление их склонности и пригодности для дальнейших занятий спортом, воспитание устойчивого интереса к ним.  

         ДЮСШ осуществляет свою деятельность в соответствии с муниципальным заданием, сформированным и утверждённым Учредителем в соответствии с предусмотренными уставом школы основными целями и задачами. Согласно муниципальному заданию, ДЮСШ оказывает муниципальную услугу – «Реализация дополнительных общеразвивающих программ».

       Основное направление деятельности образовательного учреждения – физкультурно-спортивное. На осуществление образовательной    деятельности по образовательным программам  ДЮСШ  Департаментом образования Ярославской области 25.08.2015 г. выдана лицензия серии 76ЛО2 № 0000481, которая является бессрочной.

  Контингент обучающихся

       При наборе детей в школу принимаются все желающие, не имеющие медицинских отклонений для данного вида спорта. Сохранность детского контингента ежегодно составляет не менее 90%. Потеря контингента происходит в основном в группах спортивно-оздоровительных и начальной подготовки первого  года обучения.     

         Обучение проводится на спортивно-оздоровительном, начальной подготовки, учебно-тренировочном     этапах подготовки.

Продолжительность обучения на этапах многолетней подготовки, наполняемость учебных групп и максимальный объём учебно-тренировочной работы определяется в соответствии с дополнительными образовательными программами по преподаваемым дисциплинам.

      На спортивно-оздоровительный и начальной подготовки этапы принимаются дети, достигшие определенного нормативными документами возраста, желающие заниматься спортом и не имеющие к этому медицинских противопоказаний в соответствии с требованиями образовательной программы.

       Учебно-тренировочные группы формируются из числа одарённых и способных к спорту обучающихся при выполнении ими требований по общей и специальной физической подготовке и контрольных испытаний по профилирующему виду спорта.

       На 15.09.2016 года  в    школе 330 человек, занимаются в 23 группах. Из них в ДЮСШ 154 человек, в школах района – 176 человек.  Преподаваемых дисциплин 7.

N

п.п

наименование дисциплины   

Место проведения

кол-во групп

кол-во обуч-ся

1

"Самбо" 

Спортзал ДЮСШ

6

85

2

"Шейпинг"

Спортзал ДЮСШ

4

64

3

"Баскетбол"

Бурмакинская сош №1

Левашовская сош

6

79

4

"Хоккей"

Некрасовская сош

1

20

5

"Лыжные гонки"

Некрасовская сош

1

15

6

"Футбол"

сош им.  К. Маркса

2

36

7

"Волейбол"

сош им.  К. Маркса

2

31


       На 01.09.2017 года  в    школе 330 человек, занимаются в 24 группах. Из них в ДЮСШ 133 человек, в школах района – 197 человек.  

       Состав обучающихся стабильный, сохранность контингента  на конец учебного года составила 95%.

Управление школой

Управление осуществляется в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации,  на принципах демократичности, открытости, приоритета общечеловеческих ценностей, охраны жизни и здоровья человека, свободного развития личности.

       Административное управление школой осуществляется директором и его заместителями: по учебно-воспитательной работе и административно-хозяйственной части. Методическое сопровождение образовательного процесса осуществляется инструкторами-методистами.

    К коллегиальным органам управления Учреждением относятся:

- общее собрание работников Учреждения;

- педагогический совет;

- управляющий совет.  

    На базе ДЮСШ успешно функционирует методическое объединение учителей физкультуры школ района и тренеров-преподавателей.  Задача его состоит в том, чтобы объединить усилия педагогов, создать эмоционально-благоприятную атмосферу, удовлетворяющую желанию каждого педагога участвовать в процессе обновления, атмосферу взаимопонимания, доверия и творчества.

Коллектив школы работает над методической темой «Создание оптимальных условий для развития и совершенствования таланта спортивно- одарённых детей в условиях ДЮСШ» в рамках муниципальной экспериментальной площадки.  

          Школа обеспечена нормативно-правовыми документами, педагогическими кадрами, которые повышают свою квалификацию, обучаются новым технологиям, осуществляют  исследовательскую и инновационную деятельность.

Реализация программы развития

Анализ деятельности   ДЮСШ  позволяет сделать вывод о практической реализации целей и задач, определенных  программой развития. 

1.Созданы условия функционирования и развития образовательного учреждения как спортивного центра района, в котором  разработан и был реализован цикл дел, направленных на проявление и развитие   способностей обучающихся.

2. Создана и совершенствуется система работы с одарёнными детьми. 

3. Создан стабильный, высокопрофессиональный коллектив  педагогов,   способных на современном уровне решать общую педагогическую задачу обучения и воспитания в соответствии с приоритетными направлениями развития образовательной системы РФ и Некрасовского района.

4. Сложился стиль управления, обеспечивающий мотивационную готовность педагогов к необходимым изменениям и желание их осуществлять.

5. Укрепляется и развивается материально-техническая база школы.

Кадровый состав работников школы

      В 2017 году образовательный процесс обеспечивали 11 тренеров-преподавателей, из них штатных 5 чел.

·       Высшее образование – 11 чел. – 100 %,

·       Высшую категорию имеют 3 чел. – 27%,

·       Аттестованы на соответствие занимаемой должности – 3 чел. – 27%.

·       Без категории – 4чел. – 36%.

 

                 В 2016 году образовательный процесс обеспечивали 13 педагогов, из них штатных 3 чел.

·       Высшее образование – 13 чел. – 100 %,

·       Высшую категорию имеют 3 чел. – 23%,

·       первую – 1 чел. – 7 %,

·       вторую – 1 чел. – 7 %,

·       аттестованы на соответствие занимаемой должности – 2 чел. – 15%. 

  Деятельность педагогического коллектива ДЮСШ нацелена на создание условий для развития и повышения качества спортивной и физкультурно-оздоровительной работы в Некрасовском муниципальном районе.      

    Профессиональный рост, формирование методической компетентности и современного педагогического мышления кадров   осуществляется в условиях централизованного повышения квалификации (курсовая подготовка), самообразования, проведения семинаров, заседаний районного МО, открытых уроков, мастер-классов, индивидуального консультирования.

Социальное партнёрство

       Результаты соревнований систематически освещаются в СМИ, с которыми школа работает в тесном контакте. Это, несомненно,  является хорошей рекламой, поэтому в школу обращается много детей и родителей с просьбой о приёме на обучение. Школа имеет социальных партнёров не только в Некрасовском муниципальном районе, но и тесно сотрудничает с  учреждениями Ярославской области, а так же имеет партнёров за пределами области (Костромская, Ивановская, Владимирская и Тверская области). 

  Особенности образовательного процесса  

      Сегодня дополнительное образование детей по праву рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства, сложившегося в современном российском обществе. Оно социально востребовано и требует постоянного внимания и поддержки со стороны общества и государства как образование, органично сочетающее в себе воспитание, обучение и развитие личности ребенка. Дополнительное образование выполняет функции   социальной защиты, усиливая стартовые возможности личности ребенка на рынке труда и профессионального образования.

      ДЮСШ реализует дополнительные общеразвивающие программы физкультурно-спортивной направленности через работу учебных групп   в образовательных учреждениях района.

  Полнота реализации образовательных программ составляет  100%.

           Основными формами учебно-тренировочного процесса являются:     групповые  учебно-тренировочные и теоретические занятия,    работа  по индивидуальным планам подготовки (обязательно на этапе спортивного совершенствования),  медико-восстановительные мероприятия,     тестирование и медицинский контроль,   участие в соревнованиях, учебно-тренировочных сборах;    инструкторская и судейская практика.  

      Учебный  план  направлен  на  реализацию  целей  и  задач  образовательного  процесса, в  нём  отражены  основные  задачи  и  направления  работы  по  этапам  многолетней  спортивной  подготовки.

   Учебно-тренировочные занятия   проводятся в соответствии с годовым учебным планом, рассчитанным на 46 недель учебно-тренировочных занятий,  непосредственно в условиях  школы.

     На спортивно-оздоровительном этапе  решаются  задачи по привлечению максимально возможного числа детей и подростков к систематическим занятиям спортом, направленных на развитие их личности; утверждение здорового образа жизни; воспитание физических, морально-этических и волевых качеств.

    Этап начальной подготовки (период обучения 2-3 года):

      Задачи и преимущественная направленность на этом этапе заключаются в  овладении основами техники выполнения физических упражнений; приобретение разносторонней физической подготовленности на основе занятий различными видами спорта; выявление задатков и способностей детей; воспитание черт спортивного характера.

 Учебно-тренировочный этап (4-5 лет):

    Решается задача повышения уровня  физической подготовленности и спортивных результатов с учетом индивидуальных особенностей и требований программ по видам спорта.  Этап можно разделить на 2 части. До двух лет обучения – этап начальной спортивной специализации. Свыше двух лет  обучения – этап углубленной тренировки.

Анализ качества образовательной деятельности осуществляется на основе отчетов тренеров-преподавателей, мониторинга, результатов посещенных занятий и проводимых мероприятий. Основанием для перевода на следующий этап подготовки являются контрольно-переводные нормативы. Качество дополнительного образования – это педагогическое сопровождение ребенка в рамках образовательной программы и ее воспитывающий потенциал с учетом специфики и возрастных особенностей обучающихся, ожидаемые результаты, а также выявление и развитие индивидуальных способностей.

Аттестация обучающихся рассматривается как неотъемлемая часть образовательного процесса, так как позволяет всем участникам оценить реальную результативность их совместной деятельности.

Цель аттестации – выявить уровень развития способностей и физических качеств ребенка и их соответствие прогнозируемым результатам образовательных программ.

Аттестация проводится в различных формах, в зависимости от преподаваемой дисциплины и этапа подготовки: контрольное тестирование по ОФП, сдача контрольно-переводных нормативов, участие в соревнованиях.

          Один из показателей качества освоения образовательной программы – результаты участия в  областных, межрегиональных, всероссийских и международных соревнованиях.  Этот показатель, как количественно, так и качественно на стабильно высоком уровне.  

    В 2017 году в 4 российских турнирах и 2-х региональных, где спортсмены занимали призовые места (2 первых, 2 – вторых, 6 – третьих).

     Лучших результатов по итогам года добились Калинникова Настя, Жибарев Герман, Тальман Александр, Гурьянова Анна. 

     В 2016 году в 11 областных соревнованиях приняли участие 59 человек (11  первых, 11 вторых и 12 третьих мест), 10 человек приняли участие в 8 всероссийских соревнованиях (5 первых, 5 вторых и 7 третьих мест). В 1 международных соревнованиях приняли участие 3 человека.

     Организация воспитательного процесса – это взаимодействие, сотрудничество и сотворчество взрослых и детей, расширение связи с окружающим миром, взаимодействие обучающихся разного возраста.           Воспитательный процесс в ДЮСШ строится исходя из того, что воспитание есть управление процессом развития личности. Система внеклассной работы обеспечивает разнообразные потребности личности. Системный подход к воспитанию реализуется через связь внеурочной деятельности с учебным процессом. Органическое сочетание досуга (отдых, развлечения, праздники, самообразование, творчество) с различными формами образовательной деятельности позволяет сокращать пространство девиантного поведения, решая проблему занятости детей. Воспитательная работа реализуется через план воспитательной работы, который ежегодно выполняется на 100%.   

      Одним из важнейших социальных институтов воспитания является семья. Работа тренера-преподавателя с родителями направлена на сотрудничество с семьёй в интересах ребёнка, формирования общего подхода к воспитанию, совместное изучение личности ребёнка, контроль посещаемости и успеваемости в школе, на профилактику наркозависимости, алкоголизма и табакокурения.           

     Тренеры-преподаватели привлекают родителей к участию в воспитательных аспектах в процессе учебно-тренировочных занятий, что ведёт к созданию благоприятного климата в семье, психологического и эмоционального комфорта ребёнка в учреждении и за его пределами. Количество родителей, активно участвующих в жизни школы увеличилось с  75% (2014 г.) до 80%, благодаря активному участию в жизни школы родителей, чьи дети занимаются в группах самбо и шейпинга.

Методическая работа

       Приоритетное направление методической работы: повышение качества тренировочного процесса, как основной формы организации учебной деятельности.
        Задачи  методической работы школы вытекают из цели и задач работы школы в целом. Методическая служба осуществляется через следующие структуры: методическое объединение учителей физкультуры и тренеров-преподавателей, учебно-тренировочные семинары, самообразование.  Поставленные задачи решаются через изучение и внедрение новых инновационных технологий.              

       Инновационная деятельность реализуется через работу муниципальной экспериментальной площадки по теме: «Развитие системы выявления, развития, поддержки и оздоровления одарённых детей в условиях детско-юношеской спортивной школы».

       Педагогический коллектив работает над методической темой: «Создание оптимальных условий для развития и совершенствования таланта спортивно одарённых детей в условиях ДЮСШ». Методические темы тренеров-преподавателей созвучны с общей темой школы и направлены на расширение форм методической работы, совершенствование методики проведения занятий, индивидуальной и групповой работы с учетом дифференцированного подхода к одаренным обучающимися, развитие способностей и природных задатков, повышение мотивации к обучению и осознание важности его результатов.  

       В 2016 году районное МО проводилось 1 раз в квартал. Согласно плана работы  творческие отчёты были представлены учителями школ Аминовым И.Н., Кручининой М.И.,    

       Бойковом А.К.

         Внутришкольный контроль

          Система внутришкольного контроля  является  составной частью мониторинга учебно-воспитательного процесса.    

            Основными направлениями  контроля учебно-тренировочного и воспитательного процесса являются:

-контроль за ведением основной документации; 

-контроль за наполняемостью и посещаемостью обучающихся; 

-контроль  за состоянием преподавания и выполнения учебных программ; 

-контроль за подготовкой и проведением контрольно-переводных нормативов;

-контроль за выполнением решений тренерских, педагогических советов и административных совещаний; 

-контроль за обеспечением соблюдения ФЗ «Об образовании в РФ».

     Внутришкольный контроль дает возможность проанализировать и всесторонне рассмотреть как положительные, так и проблемные стороны учебно-тренировочного и воспитательного процесса и проследить динамику роста профессиональной квалификации педагогов, своевременно  оказать методическую  помощь. 

Анализ посещенных занятий показал, что учебные занятия поднимаются на более высокий уровень, практически все педагоги (95%):

1.    Владеют навыками рационального планирования.

2.    Умеют правильно выбирать формы и методы обучения в соответствии с содержанием занятия.

3.    Используют активные формы организации учебной деятельности.

4.    Способствуют созданию психологически комфортного климата на занятии.

5.    Учитывают возрастные и  психологические особенности обучающихся.

      Спортивно-массовая деятельность

          Ежегодные всероссийские спортивные соревнования школьников «Президентские состязания» и всероссийские спортивные игры школьников «Президентские спортивные игры» впервые были проведены в 2010 году в  рамках реализации Указа Президента РФ от 30 июля 2010 г. № 948. Вопрос организации и проведения Президентских состязаний и Президентских спортивных игр находится на постоянном контроле Администрации Президента РФ. Это связано с тем, что Президент РФ, объявляя  своим Указом эти соревнования, ставил главную цель:   оздоровление нации и формирование здорового образа жизни подрастающего поколения.  Президентские состязания и Президентские спортивные игры являются приоритетным направлением в деятельности каждого общеобразовательного учреждения по организации и проведению внеурочной физкультурно-спортивной работы с обучающимися.

         Обучающиеся района  активно участвуют в муниципальном этапе Всероссийских спортивных игр «Президентские спортивные игры» школьников. Основными целями и задачами муниципального этапа   Президентских спортивных игр являются: определение лучших команд общеобразовательных учреждений, сформированных из обучающихся одного общеобразовательного учреждения (далее – команда-школа),  пропаганда здорового образа жизни, формирование позитивных жизненных установок подрастающего поколения, гражданское и патриотическое воспитание обучающихся, приобщение к идеалам и ценностям олимпизма; развитие соревновательной деятельности обучающихся по различным видам спорта.   

           В программу муниципального этапа Всероссийских спортивных игр  «Президентские спортивные игры» включены  9 видов спорта: легкая атлетика (осень), мини-футбол,  шахматы, настольный теннис, легкая атлетика (весна), лыжные гонки, волейбол, баскетбол, Безопасное колесо.                                      

 В  муниципальном этапе «Президентских спортивных игр»  в соревнованиях по девяти видам спорта   принимали  участие в основном 7 школ района  и охват обучающихся составил   555  школьников с 5 по 11 класс.

    По итогам муниципального этапа Всероссийских спортивных игр школьников «Президентские спортивные игры» Некрасовская сош занявшая  1 место, 2 место – Левашовская сош, 3 место – Бурмакинская сош № 1.                  

      В 2016 году проведено 3 открытых турнира по самбо,  на которые приезжают команды со всей Ярославской области.   Все мероприятия проводятся с целью популяризации и пропаганды  спорта в районе, повышение социальной активности школьников, отвлечение их от вредных привычек, а также пропаганды физкультуры и спорта, организации здорового  досуга.     

                С 2015 года ДЮСШ определена центром тестирования по ГТО. В мае 2017 года был проведен  муниципальный фестиваль ГТО, в котором приняли участие 70 школьников, проходивших тестирование согласно нормативов 3 и 4 ступени комплекса.

Безопасность образовательного процесса

     Безопасное пребывание обучающихся и работников школы обеспечивается рядом нормативных документов, разработанных с учётом разнообразной деятельности детей в учебное и внеурочное время. Установлена тревожная кнопка,  система видеонаблюдения, а так же   автоматическая пожарная сигнализация, система молниезащиты, проводится регулярный контроль за соблюдением противопожарного режима. 

       Для осуществления образовательной деятельности в школе создаются все необходимые условия. Система водоснабжения   соответствует требованиям СанПиНа. Учебная нагрузка соответствует нормативным требованиям.

        Финансово-хозяйственная деятельность

    Финансово-хозяйственная деятельность в 2017 году осуществлялась на основании   плана финансово-хозяйственной деятельности учреждения, муниципальном задании и соглашении с учредителем о порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания.   

    Материально-техническая база школы соответствует требованиям на право осуществления образовательной деятельности. В школе 2 борцовских  ковра, имеются тренажёры, манекены для борьбы самбо, музыкальный центр, акустическая система.  Для работы секций на базах школ района используется материально-техническая база этих школ.

           Повышение требований к качеству дополнительного образования детей, в первую очередь физического воспитания, становится всё более насущной социальной  проблемой, социальным заказом и, одновременно, условием для его развития, стимулом обновления содержания деятельности.

       Основные концептуальные направления развития    Некрасовской  ДЮСШ   в ближайшей перспективе является продолжение работы по созданию условий:

- для формирования навыков  здорового образа жизни; сохранения и укрепления  здоровья обучающихся;

- для развития   ресурсного   (материально-технического,   кадрового, научно-методического) обеспечения педагогического процесса в школе для достижения высоких спортивных результатов;

- для обеспечения  максимальной открытости и прозрачности информации о процессах, происходящих в школе;

     – для повышения качества образования, его соответствия запросам родителей;    

     – противодействие через спортивную и спортивно-оздоровительную работу распространению антисоциальных явлений в детской и молодёжной среде;                                                                                           – сохранение контингента обучающихся и вовлечение возможно большего количества детей  в спортивные секции ДЮСШ;                                                                                                                                                – обеспечение непрерывного физического воспитания обучающихся на различных стадиях образования;                                                                                                                                                                                     – продолжение работы над совершенствованием учебно-тренировочных занятий, в том числе индивидуализации процесса обучения и дифференцированному подходу к обучающимся.