Публичный доклад директора МУ ДО Некрасовской ДЮСШ Ковалевой Н.В.
по итогам работы в 2019 г.
Некрасовская ДЮСШ (ДЮСШ) – учреждение дополнительного образования детей, основной целью работы которого является реализация программ физического воспитания детей и организация физкультурно-спортивной работы по программам дополнительного образования детей. Для реализации цели определён ряд образовательных и воспитательных задач, направленных на привлечение максимально возможного количества детей к систематическим занятиям физической культурой и спортом, выявление их склонности и пригодности для дальнейших занятий спортом, воспитание устойчивого интереса к ним.
ДЮСШ осуществляет свою деятельность в соответствии с муниципальным заданием, сформированным и утверждённым Учредителем в соответствии с предусмотренными уставом школы основными целями и задачами. Согласно муниципальному заданию, ДЮСШ оказывает муниципальную услугу – «Реализация дополнительных общеразвивающих программ».
Основное направление деятельности образовательного учреждения – физкультурно-спортивное. На осуществление образовательной деятельности по образовательным программам ДЮСШ Департаментом образования Ярославской области 25.08.2015 г. выдана лицензия серии 76ЛО2 № 0000481, которая является бессрочной.
Контингент обучающихся
При наборе детей в школу принимаются все желающие, не имеющие медицинских отклонений для данного вида спорта.
Обучение проводится на спортивно-оздоровительном этапе подготовки.
Продолжительность обучения, наполняемость учебных групп и максимальный объём учебно-тренировочной работы определяется в соответствии с дополнительными образовательными программами по преподаваемым дисциплинам.
На 15.09.2018 года в школе 330 человек, занимаются в 23 группах. Из них в ДЮСШ 154 человек, в школах района – 176 человек. Преподаваемых дисциплин 7.
На 01.09.2019 года в школе 340 человек, занимаются в 24 группах. Из них в ДЮСШ 133 человек, в школах района – 197 человек.
Состав обучающихся стабильный, сохранность контингента на конец учебного года 95%.
Управление школой
Управление осуществляется в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, на принципах демократичности, открытости, приоритета общечеловеческих ценностей, охраны жизни и здоровья человека, свободного развития личности.
Административное управление школой осуществляется директором и его заместителями: по учебно-воспитательной работе и административно-хозяйственной части. Методическое сопровождение образовательного процесса осуществляется инструкторами-методистами.
К коллегиальным органам управления Учреждением относятся:
- общее собрание работников Учреждения;
- педагогический совет;
- управляющий совет.
На базе ДЮСШ успешно функционирует методическое объединение учителей физкультуры школ района и тренеров-преподавателей. Задача его состоит в том, чтобы объединить усилия педагогов, создать эмоционально-благоприятную атмосферу, удовлетворяющую желанию каждого педагога участвовать в процессе обновления, атмосферу взаимопонимания, доверия и творчества.
Коллектив школы работает над методической темой «Создание оптимальных условий для развития и совершенствования таланта спортивно- одарённых детей в условиях ДЮСШ» в рамках муниципальной экспериментальной площадки.
Школа обеспечена нормативно-правовыми документами, педагогическими кадрами, которые повышают свою квалификацию, обучаются новым технологиям, осуществляют исследовательскую и инновационную деятельность.
Реализация программы развития
Анализ деятельности ДЮСШ позволяет сделать вывод о практической реализации целей и задач, определенных программой развития.
1.Созданы условия функционирования и развития образовательного учреждения как спортивного центра района, в котором разработан и был реализован цикл дел, направленных на проявление и развитие способностей обучающихся.
2. Создана и совершенствуется система работы с одарёнными детьми.
3. Создан стабильный, высокопрофессиональный коллектив педагогов, способных на современном уровне решать общую педагогическую задачу обучения и воспитания в соответствии с приоритетными направлениями развития образовательной системы РФ и Некрасовского района.
4. Сложился стиль управления, обеспечивающий мотивационную готовность педагогов к необходимым изменениям и желание их осуществлять.
5. Укрепляется и развивается материально-техническая база школы.
Кадровый состав работников школы
В 2019 году образовательный процесс обеспечивали 11 тренеров-преподавателей, из них штатных 5 чел.
· Высшее образование – 11 чел. – 100 %,
· Высшую категорию имеют 3 чел. – 27%,
· Аттестованы на соответствие занимаемой должности – 3 чел. – 27%.
· Без категории – 4чел. – 36%.
В 2018 году образовательный процесс обеспечивали 13 педагогов, из них штатных 3 чел.
· Высшее образование – 13 чел. – 100 %,
· Высшую категорию имеют 3 чел. – 23%,
· первую – 1 чел. – 7 %,
· вторую – 1 чел. – 7 %,
· аттестованы на соответствие занимаемой должности – 2 чел. – 15%.
Деятельность педагогического коллектива ДЮСШ нацелена на создание условий для развития и повышения качества спортивной и физкультурно-оздоровительной работы в Некрасовском муниципальном районе.
Профессиональный рост, формирование методической компетентности и современного педагогического мышления кадров осуществляется в условиях централизованного повышения квалификации (курсовая подготовка), самообразования, проведения семинаров, заседаний районного МО, открытых уроков, мастер-классов, индивидуального консультирования.
Социальное партнёрство
Результаты соревнований систематически освещаются в СМИ, с которыми школа работает в тесном контакте. Это, несомненно, является хорошей рекламой, поэтому в школу обращается много детей и родителей с просьбой о приёме на обучение. Школа имеет социальных партнёров не только в Некрасовском муниципальном районе, но и тесно сотрудничает с учреждениями Ярославской области, а так же имеет партнёров за пределами области (Костромская, Ивановская, Владимирская и Тверская области).
Особенности образовательного процесса
Сегодня дополнительное образование детей по праву рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства, сложившегося в современном российском обществе. Оно социально востребовано и требует постоянного внимания и поддержки со стороны общества и государства как образование, органично сочетающее в себе воспитание, обучение и развитие личности ребенка. Дополнительное образование выполняет функции социальной защиты, усиливая стартовые возможности личности ребенка на рынке труда и профессионального образования.
ДЮСШ реализует дополнительные общеразвивающие программы физкультурно-спортивной направленности через работу учебных групп в образовательных учреждениях района.
Полнота реализации образовательных программ составляет 100%.
Основными формами учебно-тренировочного процесса являются: групповые учебно-тренировочные и теоретические занятия, работа по индивидуальным планам подготовки (обязательно на этапе спортивного совершенствования), медико-восстановительные мероприятия, тестирование и медицинский контроль, участие в соревнованиях, учебно-тренировочных сборах; инструкторская и судейская практика.
Учебный план направлен на реализацию целей и задач образовательного процесса, в нём отражены основные задачи и направления работы по этапам многолетней спортивной подготовки.
Учебно-тренировочные занятия проводятся в соответствии с годовым учебным планом, рассчитанным на 46 недель учебно-тренировочных занятий, непосредственно в условиях школы.
Анализ качества образовательной деятельности осуществляется на основе отчетов тренеров-преподавателей, мониторинга, результатов посещенных занятий и проводимых мероприятий. Основанием для перевода на следующий этап подготовки являются контрольно-переводные нормативы. Качество дополнительного образования – это педагогическое сопровождение ребенка в рамках образовательной программы и ее воспитывающий потенциал с учетом специфики и возрастных особенностей обучающихся, ожидаемые результаты, а также выявление и развитие индивидуальных способностей.
Аттестация обучающихся рассматривается как неотъемлемая часть образовательного процесса, так как позволяет всем участникам оценить реальную результативность их совместной деятельности.
Цель аттестации – выявить уровень развития способностей и физических качеств ребенка и их соответствие прогнозируемым результатам образовательных программ.
Аттестация проводится в различных формах, в зависимости от преподаваемой дисциплины и этапа подготовки: контрольное тестирование по ОФП, сдача контрольно-переводных нормативов, участие в соревнованиях.
Один из показателей качества освоения образовательной программы – результаты участия в областных, межрегиональных, всероссийских и международных соревнованиях. Этот показатель, как количественно, так и качественно на стабильно высоком уровне.
Воспитанники ДЮСШ (самбо) приняли участие в 2018 году – в 9 мероприятиях разного уровня, показав следующие результаты; 1 место –6 чел., 2 место –15 чел., 3 место -17 чел., общее количество – 38 медалей.
В 2019 году – 28 мероприятий, 1 место -24 чел., 2 место -22 чел., 3 место -49 чел., общее количество медалей – 95.
Организация воспитательного процесса – это взаимодействие, сотрудничество и сотворчество взрослых и детей, расширение связи с окружающим миром, взаимодействие обучающихся разного возраста. Воспитательный процесс в ДЮСШ строится исходя из того, что воспитание есть управление процессом развития личности. Система внеклассной работы обеспечивает разнообразные потребности личности. Системный подход к воспитанию реализуется через связь внеурочной деятельности с учебным процессом. Органическое сочетание досуга (отдых, развлечения, праздники, самообразование, творчество) с различными формами образовательной деятельности позволяет сокращать пространство девиантного поведения, решая проблему занятости детей. Воспитательная работа реализуется через план воспитательной работы, который ежегодно выполняется на 100%.
Одним из важнейших социальных институтов воспитания является семья. Работа тренера-преподавателя с родителями направлена на сотрудничество с семьёй в интересах ребёнка, формирования общего подхода к воспитанию, совместное изучение личности ребёнка, контроль посещаемости и успеваемости в школе, на профилактику наркозависимости, алкоголизма и табакокурения.
Тренеры-преподаватели привлекают родителей к участию в воспитательных аспектах в процессе учебно-тренировочных занятий, что ведёт к созданию благоприятного климата в семье, психологического и эмоционального комфорта ребёнка в учреждении и за его пределами.
Методическая работа
Приоритетное направление методической работы: повышение качества тренировочного процесса, как основной формы организации учебной деятельности.
Задачи методической работы школы вытекают из цели и задач работы школы в целом. Методическая служба осуществляется через следующие структуры: методическое объединение учителей физкультуры и тренеров-преподавателей, учебно-тренировочные семинары, самообразование. Поставленные задачи решаются через изучение и внедрение новых инновационных технологий.
Инновационная деятельность реализуется через работу муниципальной экспериментальной площадки по теме: «Развитие системы выявления, развития, поддержки и оздоровления одарённых детей в условиях детско-юношеской спортивной школы».
Педагогический коллектив работает над методической темой: «Создание оптимальных условий для развития и совершенствования таланта спортивно одарённых детей в условиях ДЮСШ». Методические темы тренеров-преподавателей созвучны с общей темой школы и направлены на расширение форм методической работы, совершенствование методики проведения занятий, индивидуальной и групповой работы с учетом дифференцированного подхода к одаренным обучающимися, развитие способностей и природных задатков, повышение мотивации к обучению и осознание важности его результатов.
В 2019 году районное МО проводилось 1 раз в квартал. Согласно плана работы творческие отчёты были представлены учителями школ Аминовым И.Н., Кручининой М.И.,
Бойковом А.К.
Внутришкольный контроль
Система внутришкольного контроля является составной частью мониторинга учебно-воспитательного процесса.
Основными направлениями контроля учебно-тренировочного и воспитательного процесса являются:
-контроль за ведением основной документации;
-контроль за наполняемостью и посещаемостью обучающихся;
-контроль за состоянием преподавания и выполнения учебных программ;
-контроль за подготовкой и проведением контрольно-переводных нормативов;
-контроль за выполнением решений тренерских, педагогических советов и административных совещаний;
-контроль за обеспечением соблюдения ФЗ «Об образовании в РФ».
Внутришкольный контроль дает возможность проанализировать и всесторонне рассмотреть как положительные, так и проблемные стороны учебно-тренировочного и воспитательного процесса и проследить динамику роста профессиональной квалификации педагогов, своевременно оказать методическую помощь.
Анализ посещенных занятий показал, что учебные занятия поднимаются на более высокий уровень, практически все педагоги (95%):
1. Владеют навыками рационального планирования.
2. Умеют правильно выбирать формы и методы обучения в соответствии с содержанием занятия.
3. Используют активные формы организации учебной деятельности.
4. Способствуют созданию психологически комфортного климата на занятии.
5. Учитывают возрастные и психологические особенности обучающихся.
Спортивно-массовая деятельность
Ежегодные всероссийские спортивные соревнования школьников «Президентские состязания» и всероссийские спортивные игры школьников «Президентские спортивные игры» впервые были проведены в 2010 году в рамках реализации Указа Президента РФ от 30 июля 2010 г. № 948. Вопрос организации и проведения Президентских состязаний и Президентских спортивных игр находится на постоянном контроле Администрации Президента РФ. Это связано с тем, что Президент РФ, объявляя своим Указом эти соревнования, ставил главную цель: оздоровление нации и формирование здорового образа жизни подрастающего поколения. Президентские состязания и Президентские спортивные игры являются приоритетным направлением в деятельности каждого общеобразовательного учреждения по организации и проведению внеурочной физкультурно-спортивной работы с обучающимися.
Обучающиеся района активно участвуют в муниципальном этапе Всероссийских спортивных игр «Президентские спортивные игры» школьников. Основными целями и задачами муниципального этапа Президентских спортивных игр являются: определение лучших команд общеобразовательных учреждений, сформированных из обучающихся одного общеобразовательного учреждения (далее – команда-школа), пропаганда здорового образа жизни, формирование позитивных жизненных установок подрастающего поколения, гражданское и патриотическое воспитание обучающихся, приобщение к идеалам и ценностям олимпизма; развитие соревновательной деятельности обучающихся по различным видам спорта.
В программу муниципального этапа Всероссийских спортивных игр «Президентские спортивные игры» включены 9 видов спорта: легкая атлетика (осень), мини-футбол, шахматы, настольный теннис, легкая атлетика (весна), лыжные гонки, волейбол, баскетбол, Безопасное колесо.
В муниципальном этапе «Президентских спортивных игр» в соревнованиях по девяти видам спорта принимали участие в основном 7 школ района и охват обучающихся составил 555 школьников с 5 по 11 класс.
По итогам муниципального этапа Всероссийских спортивных игр школьников «Президентские спортивные игры» Некрасовская сош занявшая 1 место, 2 место – Левашовская сош, 3 место – Бурмакинская сош № 1.
Спортивная школа наряду с реализацией образовательных программ, является центром и местом тестирования ВФСК ГТО. В 2017г участвовали в тестировании комплекса ГТО – 299 школьников, в 2018 г – 303 школьника, в 2019 г.- 339 участников из них 65-дошкольников
Безопасность образовательного процесса
Безопасное пребывание обучающихся и работников школы обеспечивается рядом нормативных документов, разработанных с учётом разнообразной деятельности детей в учебное и внеурочное время. Установлена тревожная кнопка, система видеонаблюдения, а так же автоматическая пожарная сигнализация, система молниезащиты, проводится регулярный контроль за соблюдением противопожарного режима.
Для осуществления образовательной деятельности в школе создаются все необходимые условия. Система водоснабжения соответствует требованиям СанПиНа. Учебная нагрузка соответствует нормативным требованиям.
Финансово-хозяйственная деятельность
Финансово-хозяйственная деятельность в 2017 году осуществлялась на основании плана финансово-хозяйственной деятельности учреждения, муниципальном задании и соглашении с учредителем о порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания.
Материально-техническая база школы соответствует требованиям на право осуществления образовательной деятельности. В школе 2 борцовских ковра, имеются тренажёры, манекены для борьбы самбо, музыкальный центр, акустическая система. Для работы секций на базах школ района используется материально-техническая база этих школ.
Повышение требований к качеству дополнительного образования детей, в первую очередь физического воспитания, становится всё более насущной социальной проблемой, социальным заказом и, одновременно, условием для его развития, стимулом обновления содержания деятельности.
Основные концептуальные направления развития Некрасовской ДЮСШ в ближайшей перспективе является продолжение работы по созданию условий:
- для формирования навыков здорового образа жизни; сохранения и укрепления здоровья обучающихся;
- для развития ресурсного (материально-технического, кадрового, научно-методического) обеспечения педагогического процесса в школе для достижения высоких спортивных результатов;
- для обеспечения максимальной открытости и прозрачности информации о процессах, происходящих в школе;
– для повышения качества образования, его соответствия запросам родителей;
– противодействие через спортивную и спортивно-оздоровительную работу распространению антисоциальных явлений в детской и молодёжной среде; – сохранение контингента обучающихся и вовлечение возможно большего количества детей в спортивные секции ДЮСШ; – обеспечение непрерывного физического воспитания обучающихся на различных стадиях образования; – продолжение работы над совершенствованием учебно-тренировочных занятий, в том числе индивидуализации процесса обучения и дифференцированному подходу к обучающимся.